Франчайзинг представляет собой систему организации предпринимательской деятельности. В процессе работы по франшизе одной из сторон передаются другой компании права на ведение бизнеса под собственным брендом с использованием наработанной системы.
Это подразумевает реализацию товаров и услуг аналогичным способом под именем известного бренда, пользуясь его механизмами поддержки и маркетинговыми технологиями. Компании, работающие под франшизой, в свою очередь обязуются выполнять заранее оговорённые условия.
Виды деятельности
Получение таких прав предполагает предоставление первоначального взноса или осуществление первоначальной закупки товара, реализуемого предприятием с последующим вылечиванием ежемесячных взносов или совершением ежемесячных закупок.
Существует несколько разновидностей франшизы:
- Товарная;
- Производственная;
- Сервисная;
- Конверсионная;
- Бизнес-формат;
- Корпоративная.
Все эти франшизы имеют свои особенности, предопределяющие формат осуществления предпринимательской деятельности:
- Товарная франшиза предполагает передачу прав на реализацию производимого товара под собственным брендом с осуществлением последующего сервисного послепродажного обслуживания.
- Производственная франшиза позволяет получить право на использование уникальных запатентованных технологий с обязательной закупкой у этой компании сырья, необходимого для изготовления уникальной продукции.
- Сервисная франшиза предполагает наделение правами некой компании предоставлять услуги под именем известной торговой марки.
- Бизнес формат франшизы подразумевает передачу прав на использование товарного знака, имиджа, конкурентных преимуществ и прочих тонкостей ведения предпринимательской деятельности. В данном случае осуществляется полноценная и разносторонняя поддержка компании.
- В работе по франшизе конверсионного типа предполагается присоединение к известному бренду уже функционирующего предприятия, которому предоставляется право на использование товарного знака. Компании, предоставляющие такие права, получают контроль над сформировавшимся предприятием и могут не заботиться об открытии дочерней фирмы.
- Работать под корпоративной франшизой — это значит развивать сеть предприятий, нанимая множество менеджеров, но в договоре фигурируют только две персоны.
Особенности регламента
Компании, которые работают по франчайзингу, должны соблюдать строгий регламент, утверждённый федеральным законодательством. Основным положением, которое обязывает соблюдать этот регламент, является закон о правах на товарный знак. Таковыми могут быть исключительно коммерческие организации, в то время как работать под франшизой имеют право и частные предприниматели.
Наряду с этим существует регламент отношений, определяющий обязанности компании предоставляющей права на использование собственного товарного знака и компании, получающей такое преимущество.
Фирму позволяющую работать с франшизой регламент обязует:
- Передать ноу-хау;
- Предоставить лицензионное право на использование собственного товарного знака;
- Оказывать содействие в осуществлении менеджмента и реализации продукции.
- Гарантировать контроль качества;
- Оплатить первоначальный взнос с текущими платежами;
- Быть активным участником курсов по обучению;
- Вести дело, пользуясь символами и товарными знаками донора;
- Строго соблюдать коммерческие стандарты;
- Информировать о возникающих трудностях, оставлять отзывы о планируемых улучшениях.
Не нужно думать, что работа по такой системе несёт только плюсы, есть здесь и свои минусы. Регламент не всегда в полной мере отображает информацию о специфике бизнеса, но прежде чем начать деятельность, надо взвесить все «за» и «против».
Преимущества и недостатки
Рассмотрим плюсы и минусы осуществления деятельности по франчайзингу, а также, в какой степени регламент отображает реальную картину такой работы. Из положительных моментов, можно выделить минимизацию рисков и сохранение при этом юридической самостоятельности.
Вновь образованная фирма не несёт расходов, связанных с капитальными вложениями. Работая по франшизе, организация сразу получает возможность пользоваться лояльностью потребителей, из-за узнаваемости бренда. Предоставляет доступ к инновационным технологиям, а это значит, что можно начать дело с подготовленной стартовой площадки.
Предоставляется серьёзная поддержка со стороны опытных партнёров, заинтересованных в поступательном и позитивном развитии. Все эти плюсы регламент учитывает в оговоренных пунктах договора.
Однако, работая по франшизе, не стоит забывать и про минусы, которые регламент естественно не оговаривает. Если достоинства всегда на виду, то минусы, как правило, не афишируют. В действительности работа связана с множеством рисков, прежде всего выражающихся в незрелости экономической модели и формализации процессов.
Фирмы, позволяющие вести деятельность под своим именем, могут оказаться негибкими в работе, что выражается в пренебрежении мнением младших партнёров. В любой момент есть возможность отказа известного бренда от продолжения сотрудничества. Также нередко на этих предприятиях возникают внутренние противоречия, отрицательно сказывающиеся на партнёрах. Отсутствует возможность управления ростом сети и постоянно существует риск реорганизации или ликвидации донора.
При работе с франшизой обязательно нужно учитывать не только плюсы, но и реально существующие риски.
Договор всему голова
Решив для себя: «Я хочу вести работу по такой системе!» — нужно уделить внимание изучению предложенного договора. Стоит учесть, что отсутствует законодательное право его заключения по электронной почте или по факсу. Он обязательно регистрируется в реестре федерального института промышленной собственности. Всё это позволяет осуществлять работу в определённых регионах России под известным товарным знаком, что является огромным преимуществом.
Нужно оценить все достоинства, рассмотреть отзывы о такой работе и только потом принимать решение. Такая работа выгодна, но изобилует подводными течениями, о которых лучше знать заранее. Тщательно изучайте условия договора и предоставленную информацию о предлагаемой схеме бизнеса для того, чтобы избежать неожиданных трудностей, с которыми можно столкнуться из-за недобросовестности партнёров.