В России количество отработанных покрышек в год превышает один миллиард, из них утилизируется около 20%. Ежегодный прирост транспорта 5-7%, а есть другие изделия из резины. Поэтому вопрос об утилизации автомобильных покрышек стоит очень остро, причем бизнес в этой области пока не освоен. Лидером в этой области является Япония – около 90%.
План нашего предложения состоит из следующих моментов:
- обоснование;
- способы;
- завод по переработке – 2 варианта (бизнес план);
- выводы.
Почему переработка, а не сжигание шин?
У автомобильных шин сложный химический и физический состав:
- каучук (синтетический и натуральный);
- сталь;
- графит;
- синтетические масла;
- полистирол;
- клей;
- нейлон и др.
Существует два вида утилизации: химический и физический:
- Химических методов два – это прямое сжигание и высокотемпературная переработка. Высокотемпературным способом осуществляется переработка шин в топливо (полукокс, аналог мазута). Оба метода имеют два больших недостатка, особенно первый: загрязнение окружающей среды, потеря ценного вторичного сырья, каким являются автошины.
- Физическая переработка шин основана на механическом измельчении, при этом получаем резиновую крошку (порошковая резина), которая имеет большой спрос у потребителей.
Из 1 т покрышек можно получить 750 кг резины, 150 кг хим. волокон, до 50 кг стали. Поэтому все большее распространение получает механический способ.
Полученный порошок может использоваться для изготовления:
- автомобильных покрышек;
- резинотехнических изделий;
- кровли для крыш;
- шпал, подкладок под рельсы;
- плиток для тротуаров, спортивных и детских площадок;
- добавок в асфальтобетонные покрытия дорог и т.д.
При решении вопроса об утилизации, прежде всего, необходимо выбрать оборудование для переработки шин, которое зависит от способа выполнения. В домашних условиях это не имеет смысла, лучше их сдать или использовать для благоустройства территории (клумбы, дорожки).
Основные способы переработки шин
Техпроцесс включает 4 основных этапа:
- резка на куски;
- дробление кусков;
- отделение корда (металлического и текстильного);
- получение резинового порошка.
Размер фракций порошка (от 0,5 мм), что зависит от требований заказчика. Измельчение может выполняться:
- резанием;
- истиранием;
- ударом;
- сжатием (со сдвигом).
В качестве общего оборудования можно указать следующее:
- шинорезы;
- дробилки (ножевые; молотковые; роторные);
- сепараторы (воздушные, магнитные);
- прессы, транспортеры и др.
Физическая переработка автомобильных шин в крошку полностью сохраняет исходные свойства и структуру каучука и других составляющих автомобильных шин. Это допускает их повторное использование, например, для изготовления тех же автопокрышек, РТИ. Завод и бизнес план для этого метода описываются ниже.
Низкотемпературная технология
При низких температурах резина становится хрупкой, а при криогенных (-170С) колется как лед. Дробление производится при -60С до -90С, а охлаждение выполняется холодным воздухом, получаемым с помощью детандеров.
Утилизация покрышек при обычной температуре
Автоматическая линия по переработке шин работает по обычной схеме. Эти линии наиболее распространены во многих странах.
Бародеструкционная (БД) технология
Технология разработана фирмой “ЭКОРД-ЭКС” (Пермь, РФ). Она основана на «псевдоожижении» резины при высоких давлениях.
Высокотемпературная технология
Здесь температура зависит от типа шин и колеблется от 140С до 240С, при таких условиях значительно снижаются затраты по переработке.
Переработка покрышек путем растворения
Технология разработана «Н.Т.Д.ТАМАННО» (Москва). Данный метод основан на растворении отходов в органических растворителях и дальнейшей термической обработке (термолизе). В результате получается: бензин с окт. числом 100, мазут, углерод (графит) чистотой до 99%.
Озонная технология
При продувании озоном автошины становятся хрупкими и рассыпаются в крошку с отделением кордов, остается только измельчить крошку до нужных размеров.
Химические способы — это самые «старые» методы, они полностью уничтожают исходный продукт.
Прямое сжигание
Резина имеет большую теплотворную способность. Автошины (грубоизмельченные или целые) сжигаются в топках на ц/бумажных комбинатах, цем. заводах и т.д. Тепло от сжигания может использоваться для лучения пара или горячей воды.
Утилизация покрышек методом пиролиза (косвенный)
В данном случае используется эффект пиролиза – разложение органических веществ при высокой температуре, для чего применяется соответствующее оборудование для переработки шин – пиролизная установка, измельчители, транспортеры, теплообменники и т.д. Разрезанные шины подвергаются действию высокой температуры – 500С–900С.
При этом образуются:
- полукокс – 200-400кг;
- масло – 400-600 л;
- сажа (графит) – 200-330 кг;
- пиролизный газ до 11 куб.м.
- пиролизной – более простая;
- механической.
Общим для всех методов (линий) является большая начальная стоимость оборудования. Установка по переработке покрышек стоит от 1 до 10 млн. руб.
Пиролизная установка (завод) и его бизнес план
Утилизация шин в крошку может представлять достаточно прибыльный бизнес. Но, не следует забывать про неизбежные согласования с экологами. С помощью пиролиза может производиться утилизация практически любых отходов из пластмассы.
Покупателями продукции могут быть:
- котельные;
- частные лица (сезонное потребление);
- промышленные предприятия.
Завод предполагает использование следующего оборудования:
- пиролизная установка;
- гидравлические ножницы;
- емкости для хранения продуктов.
Для организации производства необходим продуманный бизнес план, с учетом:
- стоимости оборудования;
- источников сырья;
- потребителей продукции;
- транспортных расходов;
- сезонности и т.д.
Пример с установкой пиролиза «ШАХ»
Для организации производства потребуется:
- установка пиролиза – 3000000 руб.;
- гидравлические ножницы – 300000 руб.;
- цистерны емкостью не менее 10м куб. – 220000 руб.;
- расходные материалы и инструмент – 280000 руб.;
- доставка монтаж, наладка – 300000 руб.;
- прочие расходы (согласование и др.) – 500000 руб.
Всего около 4,6 млн. руб. При 100% нагрузке установка производит продукции 60 т/мес. Стоимость пиролизного масла – 9500 руб/т (на 02.2013г), ежемесячная выручка – около 570000 руб., рентабельность – 50%. Таким образом, линия (завод) окупится за 1,5 года при 100% загрузке.
Завод с механической утилизацией шин
Механическая утилизация – наиболее перспективный способ, т.к. практически не разрушает структуру резины.
Бизнес план составляется аналогично предыдущему случаю.
Вероятные поставщики сырья:
- автотранспортные предприятия,
- центры по ремонту автомобилей,
- точки приема использованных покрышек.
Потребители товара:
- завод РТИ;
- производство шин;
- втормет;
- дорожные службы,
- городское хозяйство (плитка) и др.
Ориентировочная производительность одной линии до 700кг порошка/час. Завод может включать до 7 линий. Поэтому план должен предусматривать площадки для сбора и хранение сырья и готовой продукции.
Стоит ли ввязываться в этот бизнес?
Виды переработки можно разделить на три:
- сохраняющие свойства сырья (механический, в крошку);
- не сохраняющие (озонный, сжигание);
- не сохраняющие, но дающие вторичные продукты (пиролиз, метод растворения).
Утилизация покрышек – очень актуальная задача, особенно в России, это практически неосвоенная область для бизнеса. Из всех видов этого процесса самый целесообразный и популярный – механический (переработка в крошку). В домашних условиях это нереально. Пиролизная технология наносит наибольший вред окружающей среде (после сжигания).
Утилизация может выполняться и другими способами, о которых не сказано в статье.