Особенности бизнеса по переработке шин

В России количество отработанных покрышек в год превышает один миллиард, из них утилизируется около 20%. Ежегодный прирост транспорта 5-7%, а есть другие изделия из резины. Поэтому вопрос об утилизации автомобильных покрышек стоит очень остро, причем бизнес в этой области пока не освоен. Лидером в этой области является Япония – около 90%. 

План нашего предложения состоит из следующих моментов:

  • обоснование;
  • способы;
  • завод по переработке – 2 варианта (бизнес план);
  • выводы.

Почему переработка, а не сжигание шин?

У автомобильных шин сложный химический и физический состав:

  • каучук (синтетический и натуральный);
  • сталь;
  • графит;
  • синтетические масла;
  • полистирол;
  • клей;
  • нейлон и др.

"Резиновое море"!

Существует два вида утилизации: химический и физический:

  1. Химических методов два – это прямое сжигание и высокотемпературная переработка. Высокотемпературным способом осуществляется переработка шин в топливо (полукокс, аналог мазута). Оба метода имеют два больших недостатка, особенно первый: загрязнение окружающей среды, потеря ценного вторичного сырья, каким являются автошины.
  2. Физическая переработка шин основана на механическом измельчении, при этом получаем резиновую крошку (порошковая резина), которая имеет большой спрос у потребителей.

Из 1 т покрышек можно получить 750 кг резины, 150 кг хим. волокон, до 50 кг стали. Поэтому все большее распространение получает механический способ.

Полученный порошок может использоваться для изготовления:

  1. автомобильных покрышек;
  2. резинотехнических изделий;
  3. кровли для крыш;
  4. шпал, подкладок под рельсы;
  5. плиток для тротуаров, спортивных и детских площадок;
  6. добавок в асфальтобетонные покрытия дорог и т.д.

При решении вопроса об утилизации, прежде всего, необходимо выбрать оборудование для переработки шин, которое зависит от способа выполнения. В домашних условиях это не имеет смысла, лучше их сдать или использовать для благоустройства территории (клумбы, дорожки).

Основные способы переработки шин

Техпроцесс включает 4 основных этапа:

  1. резка на куски;
  2. дробление кусков;
  3. отделение корда (металлического и текстильного);
  4. получение резинового порошка.

Размер фракций порошка (от 0,5 мм), что зависит от требований заказчика. Измельчение может выполняться:

  • резанием;
  • истиранием;
  • ударом;
  • сжатием (со сдвигом).

В качестве общего оборудования можно указать следующее:

  • шинорезы;
  • дробилки (ножевые; молотковые; роторные);
  • сепараторы (воздушные, магнитные);
  • прессы, транспортеры и др.

Физическая переработка автомобильных шин в крошку полностью сохраняет исходные свойства и структуру каучука и других составляющих автомобильных шин. Это допускает их повторное использование, например, для изготовления тех же автопокрышек, РТИ. Завод и бизнес план для этого метода описываются ниже.

Низкотемпературная технология

При низких температурах резина становится хрупкой, а при криогенных (-170С) колется как лед. Дробление производится при -60С до -90С, а охлаждение выполняется холодным воздухом, получаемым с помощью детандеров.

Много работы!

Утилизация покрышек при обычной температуре

Автоматическая линия по переработке шин работает по обычной схеме. Эти линии наиболее распространены во многих странах.

Бародеструкционная (БД) технология

Технология разработана фирмой “ЭКОРД-ЭКС” (Пермь, РФ). Она основана на «псевдоожижении» резины при высоких давлениях.

Высокотемпературная технология

Здесь температура зависит от типа шин и колеблется от 140С до 240С, при таких условиях значительно снижаются затраты по переработке.

Переработка покрышек путем растворения

Технология разработана «Н.Т.Д.ТАМАННО» (Москва). Данный метод основан на растворении отходов в органических растворителях и дальнейшей термической обработке (термолизе). В результате получается: бензин с окт. числом 100, мазут, углерод (графит) чистотой до 99%.

Озонная технология

При продувании озоном автошины становятся хрупкими и рассыпаются в крошку с отделением кордов, остается только измельчить крошку до нужных размеров.

Химические способы — это самые «старые» методы, они полностью уничтожают исходный продукт.

Прямое сжигание

Резина имеет большую теплотворную способность. Автошины (грубоизмельченные или целые) сжигаются в топках на ц/бумажных комбинатах, цем. заводах и т.д. Тепло от сжигания может использоваться для лучения пара или горячей воды.

Утилизация покрышек методом пиролиза (косвенный)

В данном случае используется эффект пиролиза – разложение органических веществ при высокой температуре, для чего применяется соответствующее оборудование для переработки шин – пиролизная установка, измельчители, транспортеры, теплообменники и т.д. Разрезанные шины подвергаются действию высокой температуры – 500С–900С.

При этом образуются:

  • полукокс – 200-400кг;
  • масло – 400-600 л;
  • сажа (графит) – 200-330 кг;
  • пиролизный газ до 11 куб.м.

В настоящее время наиболее перспективным представляется бизнес с применением следующих технологий:

  • пиролизной – более простая;
  • механической.

Общим для всех методов (линий) является большая начальная стоимость оборудования. Установка по переработке покрышек стоит от 1 до 10 млн. руб.

Пиролизная установка (завод) и его бизнес план

Утилизация шин в крошку может представлять достаточно прибыльный бизнес. Но, не следует забывать про неизбежные согласования с экологами. С помощью пиролиза может производиться утилизация практически любых отходов из пластмассы.

Покупателями продукции могут быть:

  • котельные;
  • частные лица (сезонное потребление);
  • промышленные предприятия.

Завод предполагает использование следующего оборудования:

  • пиролизная установка;
  • гидравлические ножницы;
  • емкости для хранения продуктов.

Для организации производства необходим продуманный бизнес план, с учетом:

  • стоимости оборудования;
  • источников сырья;
  • потребителей продукции;
  • транспортных расходов;
  • сезонности и т.д.

Конечный результат!

Пример с установкой пиролиза «ШАХ»

Для организации производства потребуется:

  • установка пиролиза – 3000000 руб.;
  • гидравлические ножницы – 300000 руб.;
  • цистерны емкостью не менее 10м куб. – 220000 руб.;
  • расходные материалы и инструмент – 280000 руб.;
  • доставка монтаж, наладка – 300000 руб.;
  • прочие расходы (согласование и др.) – 500000 руб.

Всего около 4,6 млн. руб. При 100% нагрузке установка производит продукции 60 т/мес. Стоимость пиролизного масла – 9500 руб/т (на 02.2013г), ежемесячная выручка – около 570000 руб., рентабельность – 50%. Таким образом, линия (завод) окупится за 1,5 года при 100% загрузке.

Завод с механической утилизацией шин

Механическая утилизация – наиболее перспективный способ, т.к. практически не разрушает структуру резины.

Бизнес план составляется аналогично предыдущему случаю.

Вероятные поставщики сырья:

  • автотранспортные предприятия,
  • центры по ремонту автомобилей,
  • точки приема использованных покрышек.

Потребители товара:

  1. завод РТИ;
  2. производство шин;
  3. втормет;
  4. дорожные службы,
  5. городское хозяйство (плитка) и др.

Ориентировочная производительность одной линии до 700кг порошка/час. Завод может включать до 7 линий. Поэтому план должен предусматривать площадки для сбора и хранение сырья и готовой продукции.

Стоит ли ввязываться в этот бизнес?

Виды переработки можно разделить на три:

  • сохраняющие свойства сырья (механический, в крошку);
  • не сохраняющие (озонный, сжигание);
  • не сохраняющие, но дающие вторичные продукты (пиролиз, метод растворения).

Утилизация покрышек – очень актуальная задача, особенно в России, это практически неосвоенная область для бизнеса. Из всех видов этого процесса самый целесообразный и популярный – механический (переработка в крошку). В домашних условиях это нереально. Пиролизная технология наносит наибольший вред окружающей среде (после сжигания).

Утилизация может выполняться и другими способами, о которых не сказано в статье.